Операторы речных круизов наблюдают рост продаж на 15-30% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Отметили игроки и растущий интерес со стороны туристов, которые прежде не выбирали такой вид отдыха.
Маловодье на Волге, с которым круизным компаниям пришлось считаться два последних сезона, уже не сможет нарушить заявленные маршруты. Операторы перестроились еще к началу прошлогодней навигации, составив расписание так, чтобы максимально использовать полноводную весну для рейсов четырехпалубников, а в более «сухое» лето отправлять пассажиров по Волге на трехпалубных судах.
По словам директора по внутреннему туризму компании «Водоход» Андрея Смолина, удачно прошли стыковочные рейсы, когда два идентичных по компоновке теплохода встречались в Галанино, пассажиров с «верхнего» корабля пересаживали на «нижний», минуя, таким образом, Городецкий участок реки – слабое звено волжского пути из Москвы в Астрахань. «В этом году некоторые туристы даже специально просят места на рейсах с пересадкой. Для них это небольшое приключение, возможность побывать за одну поездку на двух теплоходах. Перевозим людей на автобусах, помогаем перенести багаж», – рассказал г-н Смолин.
По его словам, в этом году практически в два с половиной раза выросло количество новичков, выбравших речные путешествия. Хотя до новогодних праздников круизы покупают, как правило, только постоянные клиенты. Видимо, это связано с оттоком туристов с выездных направлений. Андрей Смолин также отметил рост объемов продаж почти на 30% по отношению к началу февраля 2015 года. Уже практически на 100% загружены длинные рейсы, к примеру, по маршрутам Казань – Москва, Казань – Санкт-Петербург, Москва – Астрахань. «Мы проиндексировали цены на 8-12%, но они еще будут корректироваться в сторону увеличения. Для тех, кто полностью оплатил путевку, стоимость круиза уже не поменяется», – уточнил Андрей Смолин.
Генеральный директор компании «Инфофлот» Александр Сахаров рассказал, что на текущий момент рост продаж по сравнению с тем же периодом минувшего года составил 15-20%, на 5-10% подросли и цены. «Конечно, это ниже инфляции. Но если мы поднимем расценки адекватно реальным расходам, то можем остаться без клиентов. И все же стоимость круизов придется постепенно поднимать», – дополнил он. Фактически распроданы трехнедельные круизы из Москвы в Ростов-на-Дону, хорошо бронируют водные путешествия из Архангельска на Соловки, из Москвы в Елабугу и Санкт-Петербург.
Однако на этот раз активнее запрашивают еще и пятидневные круизы, например, в Ярославль. «Думаю, это связано с тем, что люди решил сэкономить, съездив в более короткий отпуск, либо оплатить заранее, пока цены не выросли», – уточнил эксперт. Почти не осталось мест на уникальный экспедиционный круиз по Вятке, который «Инфофлот» возродил в прошлую навигацию: «Спрос большой, в этом году сделаем даже два рейса». Г-н Сахаров также сообщил об увеличении количества новичков – на 5-10% по сравнению с прошедшим годом.
В компании «Мостурфлот» продажи круизов выросли до 15%, в то время как год назад рост по отношению к 2014 доходил до 25%. Заместитель генерального директора Светлана Гончарова видит заметное повышение спроса на теплоходы класса люкс – таких, как «Александр Грин» и «Княжна Виктория». Заранее места на них берут постоянные клиенты, хорошо работает и «сарафанное радио». Как всегда, прежде всего раскупают круизы на майские праздники, затем на несколько выходных дней, приуроченных к 12 июня, и новинки сезона. «В этом году открыли новый маршрут Москва – Медвежьегорск на четырехпалубном теплоходе «Михаил Булгаков». Изюминка круиза в том, что два дня и одну ночь пассажиры проведут на Соловецких островах. Из Медвежьегорска на автобусах довезем их до Белого моря, оттуда теплоходом на Большой Соловецкий остров», – объяснила г-жа Гончарова. Она подчеркнула, что круизеры впервые получили возможность отправиться в путешествие с посещением Соловков на большом комфортабельном судне.
Популярностью пользуются маршруты Москва – Санкт-Петербург с остановками на Валааме, Кижи, Коневце и других островах. Также первый раз теплоход «Александр Грин» пойдет по Оке. Эксклюзивным круиз делает тот факт, что в рейс по одной из красивейших российских рек выйдет современный трехпалубник, хотя до этого ходили только старенькие двухпалубные суда. «Прогноз по сезону хороший. Есть оживление и со стороны иностранных рынков. Многие агентства, ранее занимавшиеся выездным туризмом, сейчас обращаются к нам с просьбой предоставить материалы по большим круизам», – заключила Светлана Гончарова.
Руководитель московского подразделения компании «Ника» Светлана Тимонина рассказала, что впервые за много лет туроператор возрождает маршруты по сибирским рекам. «В навигацию 2016 года по Амуру, Енисею, Оби и Иртышу пойдут три комфортабельных теплохода. Спрос есть, хотя пока мало кто знает об этих круизах», – сказала она. По Амуру маршруты стартуют с середины лета, по остальным рекам – с начала июня. Высоко востребованы круизы на небольших судах «Таежный» и «Куприян». На последнем два маршрута целиком выкуплены корпоративными клиентами.
«Иностранцы тоже заинтересовались, но им скорее интересен уже будущий год. А среди россиян традиционно самые активные туристы – москвичи и питерцы», – заметила г-жа Тимонина. Интерес к новинке проявили и жители южных регионов России, несколько кают забронировали клиенты из Пятигорска. Компания старается привлечь и местные рынки – Тобольск, Омск, Тюмень, Салехард. Всего было выставлено по рекам Сибири около 30 круизов, рассчитанных на разную публику. Стоимость размещения в каютах вполне сопоставима с ценами на флагманских волжских судах «Мостурфлота». «Очень хочется, чтобы люди, наконец, узнали, что в России есть и другие круизные реки, не только Волга. А какая там шикарная экскурсионка! Планируем еще привлечь местные коллективы, чтобы познакомить туристов с культурой малых народов», – сказала Светлана Тимонина.
Операторы также обратили внимание на повышение с этого года акцизов на судовое топливо. Это, конечно же, скажется на конечной стоимости продукта, ведь цена топлива в себестоимости речных круизов составляет порядка 30%. В то же время, по мнению Андрея Смолина, круизную отрасль в первую очередь тормозит не дорогое топливо, а морально устаревший флот. «Сейчас в Минпромторге РФ разработана программа по строительству новых судов. Уже в этом году могут быть заложены два новых теплохода проекта PV300 – это современные речные суда нового поколения, спроектированные российскими специалистами», – добавил он.
Источник: RATA-news