11 апреля
В Москве открывается прогулочная навигация. Торжественное мероприятие для судов «Столичной судоходной компании» проходит на причале Парка Горького.
15 апреля
Появляются сообщения о неблагоприятной ситуации, которая сложилась на Волге в Нижегородской области. Малоснежная и тёплая зима, отсутствие весеннего пополнения водохранилищ и последствия сброса воды из них в зимний период – всё это грозит срывом начала навигации. Уровень воды на участке Волги между Городцом и Балахной критически мал для безопасного прохода пассажирских судов.
25-26 апреля
В связи с введением ограничений по осадке судов на участке реки Волги от Рыбинского гидроузла до города Балахна, из-за низких уровней воды в Горьковском водохранилище и в нижнем бьефе Горьковского гидроузла, составляется график прохода судов через проблемный участок. За два дня через шлюз Городецкого гидроузла прошли более 60 пассажирских и грузовых теплоходов.
30 апреля
Круизный сезон 2014 года начинается в Самаре: в первый рейс навигации 2014 года отправляется теплоход «Русь Великая» компании «Экспресс-Тур», следующий до Ейска. Затем эстафета переходит к Москве, где на причалах Северного речного вокзала состоялось торжественное открытие навигации. Мероприятие прошло при поддержке созданного месяцем раньше«Речного альянса».
1 мая
Открытие круизного сезона в Нижнем Новгороде. В свой первый рейс до Ростова-на-Дону уходит пассажирский теплоход «Солнечный город» – новый проект компании «Инфофлот», а теплоход «Василий Чапаев» снова идёт покорять Вятку. В этом году судну удалось впервые подняться до Котельнича.
7 мая
Причал в подмосковной Дубне начал полноценную работу. Первый судозаход в город состоялся в октябре 2013 года, а в текущую навигацию его посетят туристы с судов уже пяти компаний.
9 мая
Теплоход «Урал» выходит в работу под новым и «родным» названием. Построенное в 1958 году трёхпалубное судно проекта 588 с 1961 года называлось «Инженер Пташников», а с 2007 года — «Тарас Бульба».
18 мая
Первый заход в Москву нового судна компании Viking River Cruises – теплохода «Викинг Акун». Построенный в 1988 году в Германии теплоход проекта 302 первоначально носил название «Маршал Кошевой» и работал до осени 2011 года на Днепре в компании «Укрречфлот». В 2012 году работал от ростовского «Ортодокса», а с 2013 по 2014 год проходил переоборудование под стандарты круизных судов Viking River Cruises.
29 мая
В Одессе проходит презентация обновлённого теплохода «Викинг Синеус» – экс «Михаил Ломоносов». Судно с 2009 года работает на Днепре и Чёрном море от компании Viking River Cruises. После модернизации судно должно было встать на линию Киев – Одесса – Констанца (Румыния), но из-за сложной ситуации в стране круизный сезон был сорван. Судно совершило два рейса в июне, и один круиз в сентябре.
2 июня
Теплоход «Глеб Кржижановский» продолжит работать в качестве судна-гостиницы для работников нефтяных месторождений на Каспийском море. Новым местом его работы стало нефтегазоконденсатное месторождение им. В. Филановского.
9 июня
Теплоход «Василий Чапаев» последним из круизных пассажирских судов прошёл по реке Москве в Оку, через проблемный Кузьминский гидроузел. За полтора неполных месяца, в течение которых у судов была возможность проходить по Оке и реке Москве в Москву, на Южный речной вокзал, состоялось несколько рейсов судов компаний «Белый лебедь» («Бородино»), «Гама» («Александр Свешников»), «Инфофлот» («Василий Чапаев») и «Мостурфлот» («Сергей Образцов»).
12 июня
С Северной Двины продан последний пассажирский круизный теплоход: работавший с начала 60-х годов «Адмирал Кузнецов» покинул затон в Котласе, где он был на приколе с 2006 года, и прибыл в Архангельск, где начата его подготовка перегону на Волгу (судно прибудет в Тверскую область в конце июля, а в Москву – в середине ноября). Из круизных судов на реке остаётся только пароход «Н.В. Гоголь» 1911 года постройки.
12 июня
Заявленный первый рейс теплохода «Шлиссельбург» по маршруту Архангельск – Соловецкие острова – Архангельск, как и предполагалось, был отменён. Судно даже не вышло с места стоянки в Нижегородской области, где находилось после проблемной навигации 2013 года. Напомним, что зимой появилась информация о том, что Архангельск и Соловки свяжет пассажирская линия, обслуживаемая теплоходом «Иоанн Кронштадтский» (экс «Шлиссельбург», экс «Белинский»). Планировалось, что в неделю будет выполняться по два рейса. Позже организаторы перенесли начало работы судна на 27 июня, но и это так и осталось в планах.
21 июня
Теплоход «Александр Свирский» компании «Речтурфлот», следующий рейсом Москва – Казань – Москва, останавливается в Нижнем Новгороде из-за нехватки денег на оплату топлива. До Казани в итоге судно не дошло и, простояв несколько суток, ушло в Москву. Произошедшее – первый шаг на пути надвигающегося краха компании: из пяти судов в навигацию 2014 года вышло только два, но в компании существование проблем официально не признавали, продолжая вести продажу путевок на не вышедшие в работу суда.
25 июня
После почти месячного простоя на рейде Нижнего Новгорода теплоход «Владимир Маяковский» уходит обратно в Пермь. Официально объявляется о том, что все рейсы теплоходов «Владимир Маяковский» и «Дмитрий Фурманов» отменяются. В эту навигацию суда должны были работать от компании «Курс Тревел», но прибыть к месту отправления в Санкт-Петербург суда не смогли из-за низкого уровня воды в Волге, в районе Городца. Более тысячи туристов остались без круизов.
В этот же день компания «Вояж» объявляет себя банкротом и заявляет, что теплоход «Анатолий Папанов» в работу не выйдет, поэтому все круизы отменяются. Первый рейс теплохода должен был состояться ещё в мае, но туристов на протяжении почти двух месяцев кормили сытными завтраками о его подготовке к работе. В общей сложности от действий компании пострадало около тысячи туристов. В ноябре компания официально признана банкротом, денег обманутым туристам так никто и не вернул.
26 июня
Компания «Речтурфлот» официально сообщила турагентам о том, о чём все и так прекрасно знали: в этом году компания будет работать только с двумя судами – «Рихард Зорге» и «Александр Свирский». Три других судна – «Мамин-Сибиряк», «Г.В. Плеханов» и «Рылеев» – находятся в затоне под Нижним Новгородом. Их подготовка к работе даже не начиналась, в отличие от продаж круизов на них.
12 июля
В центре Москвы на борту теплохода «Валерий Брюсов» открывается новое культурное пространство отдыха на воде – арт-проект «Корабль Брюсов». Спокойная жизнь нового проекта закончилась в начале сентября, когда теплоход был первый раз закрыт после проверок. Открытый через несколько недель он, в конце октября, был снова закрыт.
14 июля
После нескольких недель мучений туристов в истории компании «Речтурфлот» поставлена точка. Без объяснений отменяется очередной рейс, туристы загорают несколько часов на причале, а два работавших теплохода ошвартованы напротив речного вокзала, откуда они больше в рейсы не выйдут.
15 июля
В Жатае началась утилизация пассажирского трёхпалубного теплохода «Капитан Пономарёв» проекта 646, проработавшего на Лене почти 50 лет.
28 июля
На рынке речных круизов Самары снова неприятности с «Самарскими путешествиями», предлагавшей круизы на теплоходах «Князь Донской» и «Паллада». В конце августа Арбитражный суд Самарской области признал компанию банкротом, но та продолжила работу под новым названием. Единственное судно «Самарских путешествий» – теплоход «Князь Донской» – в начале сентября вернулось обратно к прежнему владельцу.
1 августа
Вывод из эксплуатации теплохода «Тихий Дон» становится первым звонком о том, что на рынке въездного круизного туризма бушует кризис, начавшийся ещё весной. Решение о выводе судна из эксплуатации почти за три месяца до окончания навигации связано с резким падением пассажиропотока: теплоход компании Grand Circle Travel был ориентирован на обслуживание иностранных туристов и работал в нише премиум-класса. В работе остаётся другое судно компании – «Россия». В ноябре компания объявляет о том, что в навигацию 2015 года суда работать не будут.
Теплоход «Михаил Шолохов» компании «Ортодокс», ориентированный также на работу с рынком зарубежных туристов, начал продаваться и на российском рынке: загрузка у судна критически мала.
8 августа
Пройти проблемный участок на Волге в Городце с начала мая не могли четырёхпалубные лайнеры, а из-за летнего падения уровня воды Волга стала доступна только для двухпалубных судов. В итоге очередные отмены круизов и изменения рейсов: часть судов осталась выше шлюзов, а часть ниже, что в итоге привело к досрочному завершению их работы в этом году. Волга, фактически, разделена на два участка.
24 августа
Компания «Ортодокс» выводит из работы четырёхпалубный теплоход «Генерал Лавриненков». Официально причиной называется предстоящий ремонт судна, но уже в сентябре от планов по модернизации отказываются, объясняя простой отсутствием загрузки. Судно также было рассчитано на зарубежных туристов.
1 сентября
Чебоксарский речной порт отказывается принимать круизные суда: пострадали несколько сот туристов с двух прибывших в город судов. Порт объясняет случившиеся работами у причала, но информированные источники сообщают о войне между портом и местными представителями бизнеса, за которыми стоят властные структуры. Цели борьбы – контроль добычи нерудных материалов – основного средства заработка порта. ФАС дают команду «фас», и порт возобновляет приём и обслуживание туристов. Через месяц становится известно, что руководство Чувашии планирует передать функцию обслуживания порта в Чебоксарах другому региону – представителям Нижегородского порта.
6 сентября
Хорошая новость для любителей парового флота и круизов пришла с Лены. Брошенный несколько лет назад в затоне города Киренска (Иркутская область) пассажирский пароход проекта 737 «Красноярск» за прошедшие годы не только не угробили и не распилили на металл, но и сумели восстановить для работы с пассажирами на туристических и прогулочных маршрутах. Планируется, что судно выйдет в работу в 2015 году.
28 сентября
Начинается «зачистка» реки Москвы от дебаркадеров. Первым пределы центра Москвы покидает печально известный «поплавок» с Космодамианской набережной. К концу октября счет ликвидированным объектам идет уже на десятки.
1 октября
В Рыбинске закончилась утилизация пассажирского теплохода «Алеша Попович». Трёхпалубный теплоход проекта 588 был построен в Германии в 50-х годах, но начиная с середины 90-х годов не эксплуатировался, лишь периодически менял места стоянки и владельцев. К сожалению, очередных покупателей на теплоход не нашлось.
15 октября
В середине октября 2014 года на судостроительном предприятии «Brodosplit Shipyard», расположенном в хорватском городе Сплит, состоялся спуск пассажирского речного круизного теплохода, построенного для работы в России. Новое судно, получившее название «Волга Дрим II» («Volga Dream II»), построено по заказу компании «Premier Cruises Limited» и будет работать на круизном маршруте Москва – Санкт-Петербург вместе с другим пассажирским теплоходом «Волга Дрим» (компания «Alandia Cruises»).
25 октября
25 октября 2014 года в Рыбинске (Ярославская область) был спущен на воду пассажирский круизный теплоход «Танаис». Как сообщает разработчик проекта, новый теплоход проекта PV09 является высококомфортабельным круизным пассажирским судном, предназначенным для совершения круизных рейсов по внутренним водным путям России. Смущает только тот факт, что пассажировместимость составляет всего 36 человек, при более чем скромных габаритах судна. В конце октября судноприбывает на достройку в Москву.
9 ноября
Американская компания «AmaWaterways» с 2015 года не будет работать в России. Причины, по которым компания уходит с российского рынка, где она работала с 2011 года, фрахтуя российский теплоход премиум-класса «Мстислав Ростропович», очевидны. Обострение международных отношений из-за конфликта России и Украины вызвало отток туристов от российского направления.
Следом за этим австралийская компания «APT», планировавшая начать работу в России с 2015 года, заявила о том, чтоработать на российском рынке не будет. В планах компании было восстановление, глобальное переоборудование и вывод в работу четырёхпалубного теплохода «Княжна Анастасия», принадлежащего Московскому речному пароходству («Мостурфлот»).
Позже о сокращении объемов работы и выводе из эксплуатации части судов сообщает и Viking River Cruises.
10 ноября
Утром 10 ноября, с прибытием теплохода «Александр Бенуа» в Городец завершилась круизная пассажирская навигация 2014 года. Продолжительность навигации составила 195 дней. В этом году на водных путях работали 103 пассажирских судна различных типов, а операторскую деятельность осуществляли 27 компаний.
Источник: Cruiseinform.ru