С завершением навигации 2016 года в Башкирском речном пароходстве был расформирован отдел пассажирских перевозок, занимавшийся работой по круизному направлению. Отныне предприятие, в собственности которого находится 10 двухпалубных пассажирских судов проекта 305, будет заниматься тем, чем преимущественно и занималось последние годы — сдавать флот только в аренду и то только до тех пор, пока компанию окончательно не обанкротят. А к этому дело идет уже достаточно давно и, увы, успешно.
«Башкирское речное пароходство», которое контролируется правительством республики, занимается пассажирскими и грузовыми речными перевозками в Башкирии. В его структуру входят ООО «Речной порт «Уфа», ООО «Речной порт «Бирск», ООО «Судоремонтно-судостроительный завод» и другие предприятия.
Пассажирскими туристическими перевозками пароходство занимается с конца 50-х годов XX века. Первоначально в них использовали пароходы проекта 737 венгерской постройки, которые затем (с 1963 года) были дополнены двухпалубными теплоходами проекта 305, строившимися также в Венгрии. К середине 80-х годов паровой флот окончательно были снят со всех линий и выведен из эксплуатации.
Среди трех основных направлений деятельности компаний речные круизы были самой нерентабельной сферой. Поэтому с конца 90-х годов пароходство, называвшееся тогда еще Бельским, начало активно сдавать флот в аренду туристическим компаниям, напрямую работая только с несколькими судами.
По окончанию навигации 2003 года была закрыта транспортная пассажирская линия Уфа — Москва — Уфа, которая функционировала она еще с 60-х годов.
Положение круизного флота пароходства серьезно ухудшилось после крушения «Булгарии» летом 2011 года. Резкое падение спроса на речные круизы привело к тому, что если до этого времени в работе находилось 9 судов 305 проекта, то в 2012 году четыре из них («В. М. Зайцев», «Герой Юрий Гагарин», «Муса Гареев» и «Мулланур Вахитов»), не вышли в работу, а в 2013 году к ним прибавилось еще два — «Габдулла Тукай» и «Герой Александр Головачев».
До 2015 года включительно работал теплоход «Салават Юлаев», а в 2016 году с большими трудностями вышел в работу от пароходства единственный теплоход — «Башкортостан». Еще весной на него был наложен арест, но в круизы судно все же смогло выйти.
Теперь из всей флотилии пароходства в работе останется только двухпалубный теплоход «Василий Чапаев», с которым еще 2004 года работает круизная компания «Инфофлот» (бербоут-чартер).
Остальные суда — «Башкортостан», «В.М. Зайцев», «Габдулла Тукай», «Герой Александр Головачев», «Герой Ю. Гагарин», «Мулланур Вахитов», «Муса Гареев», «Салават Юлаев» и «Федор Кибальник» — пока остаются без работы. Два года назад бывший заместитель генерального директора ОАО «Башкирское речное пароходство» Светлана Туразянова говорила, что в планах пароходства относительно пассажирского круизного флота есть два варианта работы: поиск платежеспособных арендаторов и продажа судов.
Источник: cruiseinform.ru