Праздничным вечером 9 мая, когда вся страна отмечала, как могла тот день, который когда-то приближали как могли, в тихом местечке на реке Вятке, под городом Киров, ошвартовался пассажирский теплоход “Василий Чапаев”. Лайнер, носящий имея легендарного комдива, привез в Кировскую область более ста туристов. Организаторы круиза из компании "Инфофлот" отмечали в этот день двойной праздник: многолетний труд по организации круизов в Вятский край окончился победой.
Вятка – река уникальная, с речными круизами она не знакома. Это последняя крупная судоходная река в Европейской части России, по которой не ходили круизные суда, несмотря на то, что “рядом” и Волга, и Кама, и Белая, где круизная жизнь кипит и плещет. Даже в советское время пассажирское движение по Вятке было мизерным: в 70-80-е годы по реке было несколько рейсов на скоростных пассажирских судах, да и плюс незначительные местные пассажирские перевозки, которые иногда разбавлялись доппосадкой туристов, правда только до начала 80-х годов. В постсоветские времена пассажирское сообщение и вовсе прекратилось.
Впрочем, есть на это и вполне веские причины. Из-за малых глубин уже к началу лета Вятка становится практически несудоходной, поэтому круизы возможно только за то, что, как пела Пугачева, “только раз в году бывает май”. Поэтому Мамадыш, Вятские Поляны, Уржум, Советск, Нолинск, Котельнич и Киров редко видят круизных туристов.
Чуть охрипший гудок парохода раздался над Вяткой в 2011 году. Тогда вышеупомянутый “Чапаев” совершил первый заход на реку, дойдя до места с пасторальным названием Вятские Поляны.
«Идея захода в Вятку появилась в 2010 году, год спустя теплоход поднялся по реке до Вятских Полян. Пусть судно прошло и небольшой участок — выше этой точки Вятка представлялась невозможной для выполнения полноценного круиза, но всем участникам того рейса река понравилась, и мы решили на будущий год организовать более длительный круиз по Вятке», — говорит автор идеи организации круизов по Вятке Александр Соснин.
Стоит отметить, что идея выполнить круиз по всей судоходной части Вятки почти до самого Кирова достаточно смелая. «Река непростая с точки зрения судоходства, там отсутствует береговая инфраструктура для приема судов, нет опыта работы с большими группами туристов. Большую помощь нам оказали специалисты Вятского района водных путей и судоходства, администрации районов Кировской области, местные туристические компании. Это очень сложный организационно, затратный, но и интересный маршрут», – поясняет Александр.
Тем не менее, круизы по Вятке имеют большой потенциал, а проще говоря, даже уставший от красот Волги, Оки и Камы турист сможет здесь найти, внезапно, что-то новое. Вятка не зарегулирована плотинами и течет по своему естественному руслу в своих естественных берегах. Природа на ней такая же, какой была много десятилетий и даже столетий назад.
Может ли круиз по Вятке стать таким же массовым, как круизы по Волге и Каме? Александр Соснин осторожен в прогнозах: «Для этого понадобится увеличить срок навигации по Вятке хотя бы до конца июня, что потребует больших затрат на содержание реки. Второе – будет нужна раскрутка Кировской области как туристического направления. Третье – на сегодняшний день речные туристы ценят этот маршрут таким, какой он есть, но для массового туризма потребуется создание туристической инфраструктуры: хорошие дороги, оборудованные причалы, автобусы туристического класса».
Источник: Cruiseinform.ru