Главная » Архив новостей |
Кризис на Украине может сказаться на круизах в РоссииКруизный сезон в Украине под угрозой – нестабильная политическая ситуация в стране и возможный конфликт с Россией склоняют аналитиков индустрии к пессимистичным прогнозам. Агентство Wells Fargo Securities, оценивая экономические последствия кризиса, отмечает, что из-за нестабильности в регионе могут пострадать не только интересы операторов, которые отправляют свои суда в Черное море, но также и направления Средиземноморья и Балтика. Черное море оказывается в списке пострадавших по понятным причинам. Эскалация напряженности вокруг Крыма и направление российского военного контингента к берегам полуострова обещает в перспективе проблемы с заходами в крымские порты круизных лайнеров и, как следствие, массовую отмену круизов. Конфликт больно бьет не только по украинской туристической инфраструктуре, но и по России. Сочи, который в нынешнем сезоне может стать одним из круизных лидеров Черного моря, в случае сохранения напряженности также рискует потерять как минимум часть из запланированных в нынешнем сезоне 163 заходов круизных лайнеров. Косвенно российской-украинский конфликт может сказаться и на относительно «тихих» гаванях Балтики. Накануне власти США и ЕС назвали отправку российских войск к берегам Крыма неприемлемым шагом со стороны России и пригрозили торговым санкциями. В случае их введения, помимо Сочи недополучить круизный трафик рискует и Санкт-Петербург. Большинство круизов в Черном море в нынешнем сезоне запланировано на вторую половину 2014 года. Специалисты надеются, что к этому моменту властям обеих стран удастся сгладить острые углы, возникшие в результате революционных событий на Майдане. Нынешний сезон до конфликта обещал быть самым успешным в круизной истории региона. Среди портов, которые готовы принять наибольшее число лайнеров значатся Одесса, Ялта и Сочи. Порт Севастополя – главный камень преткновения в конфликте – также готовился принять у себя ряд круизов. Из морских лайнеров в 2014 году здесь все еще ждут роскошные Silver Wind и Silver Spirit компании Silversea, лайнер Riviera компании Oceania и другие корабли. Познакомиться с детальным круизным расписанием Севастополя можно на странице порта. Стоит отметить, что стремясь улучшить климат для круизов, в России ранее был принят закон, который позволяет иностранцам, путешествующим на борту лайнеров, пребывать на территории РФ без виз до 72 часов. Андрей Полозков Речные круизы подорожалиВ этом году туроператоры по речным круизам в России подняли цены примерно на 20-25%. В выигрыше оказались те, кто купил путевки заранее по акциям «Раннего бронирования». Несмотря на это, на текущий момент, спрос на речные круизы превышает прошлогодние показатели. Туроператоры сообщают, что темпы раннего бронирования речных круизов значительно опережают показатели прошлого года. В среднем, количество забронированных путевок в период с конца лета прошлого года до 1 января (в этот период действует акция раннего бронирования) на 20-30% больше, чем в аналогичный период 2012 года. Такая активность туристов обусловлена несколькими факторами. Во-первых, многие постоянные круизеры в прошлом году не успели приобрести каюты в круизы, пользующиеся наибольшим спросом на рынке. Во-вторых, до Нового года цены на круизы значительно ниже, а после Нового года начинают расти. Этот факт хорошо знаком поклонникам речных круизов, а в совокупности с нестабильной экономической ситуацией в России, стал еще одним стимулом к тому, чтобы озаботиться покупкой тура заранее. Как выяснилось, постоянные круизеры выиграли больше, чем планировали. В этом году туроператоры в сфере речных круизов по России приняли решение поднять цены на свой продукт. В среднем по рынку удорожание составило порядка 20-25%. «В течение последних трех лет ситуация складывалась таким образом, что мы не могли поднимать стоимость туров даже на уровне инфляции. Если бы в этом году цены остались прежними, круизный продукт продавался бы ниже уровня рентабельности. Ежегодно растет стоимость топлива, портовые сборы, а стоимость продукции, подаваемой клиентам на теплоходах, зачастую зависит от стоимости бивалютной корзины», - поясняет коммерческий директор компании «Водоход» Андрей Смолин. Рост цен не был единовременным. Первое удорожание произошло примерно в октябре-ноябре, а затем - после Нового года. «Цены на некоторые каюты выросли до 25%, другие - практически не подорожали», - отмечает замдиректора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова. В предыдущие годы от роста цен туроператоров останавливал ряд факторов. Одним из них стало крушение теплохода на Волге, в результате которого многие туристы побоялись покупать круизы «на устаревших теплоходах» (этот факт долгое время обсуждался в СМИ). После этого Речной регистр ужесточил свои проверки на речном флоте, но практически не нашел негодных к рейсам бортов. Зато проверки регистра послужили причиной задержек выходов теплоходов из портов, что также негативно отразилось на рынке. В прошлом году рынок речных круизов столкнулся с другим негативным фактором - неплатежеспособность некоторых туроператоров. Проблемы были у туристов Самаре, Москве. «Думаю, что в этом году таких ситуаций будет значительно меньше. По нашим наблюдениям, туристические агентства стали более внимательно относиться к выбору туроператоров. Продукт некоторых компаний вообще не предлагается из-за неуверенности агентств, что рейсы этого туроператора вообще состоятся. Турагентства стали думать о том, что лучше недополучить часть прибыли, чем понести огромные убытки», - рассуждает Андрей Смолин. В этом году большинство туроператораторов начинает навигацию 30 апреля. Предполагается, что в рейсы выйдет аналогичное прошлому году количество теплоходов. О сокращенных объемах сообщают только в «Водоходе»: из 26 имеющихся в наличии в круизы пойдут 23 теплохода этой компании. По словам Андрея Смолина, такое решение было принято во избежание избытка кают в период навигации. В «Мостурфлоте» на российском рынке будут работать теплоходы «Булгаков», «Образцов», «Крылов», а также половина четырехпалубного теплохода «Карамзин». Теплоходы «Красин», «Рублев», «Суриков» и «Репин» работают на иностранный рынок, но компаний предоставляет блоки по 50 мест на каждом судне для российских круизеров. На майские праздники будут выполнять рейсы пятизвездочные теплоходы «Королева Виктория» и «Александр Грин». «Теплоход «Булгаков» ориентирован на все категории потребителей. На шлюпочной палубе были сделаны каюты, размеры которых варьируются от 16 до 29 квадратных метров с балконами. Здесь предлагается высокий уровень сервиса категории 4-5*. Эти каюты были опробованы нашими клиентами и очень им понравились», - рассказывает Светлана Гончарова. Компания также подготовила своим клиентам технологичную новинку – медиа-гиды. Усилиями профессиональных дикторов на них была записана информация, которую будет интересно прослушивать во время круиза. Речь идет, как об информации по экскурсионным объектам, так и городам по маршруту следования теплохода. Длительность записи составляет 5-6 часов. Подборкой информации занимались профессиональные историки. На текущий момент туроператоры позитивно оценивают начало сезона. Однако участники рынка пока не берутся делать однозначные прогнозы. «Наш рынок очень подвержен погодным, политическим условиям. Перспективы вырисуются более точно после выставки MITT. В этот период пойдут бронирования от «новых» туристов», - считает Андрей Смолин. По оценкам участников рынка, ситуация в Украине, скорее всего, не скажется на круизном секторе. В целом, не исключается рост общего внутреннего потока, часть которого может перераспределиться и на речные круизы. Но этот поток вряд ли будет значительным. А вот на въездном туризме ситуация в Украине может сказаться негативно. Сейчас иностранцы бронируют 2015 год. «Ранние рынки» покупали круизы на это лето еще год назад. Активно пошли бронирования после Олимпиады. Это событие действительно «открыло» туристам глаза на туристическую Россию, констатируют туроператоры. «В первые же дни после Олимпиады мы заметили значительный рост заявок на 2015 год со стороны иностранных партнеров – Германия, Франция, США, Канада», - говорит Андрей Смолин. Спрос от поздних рынков – Италия, Испания, Китай, пойдет чуть позже. «Для многих иностранцев нет никакой разницы между Украиной и Россией. Услышав в новостях о политических волнениях в одной из этих стран, туристы могут отказаться от поездки в Россию. Не исключено, что произойдет ухудшение», - резюмирует Светлана Гончарова. Ассоциация туроператоров http://www.atorus.ru/
|