count 88x31px
Главная » Архив новостей

Эксперты рассказали, какие перспективы у круизной линии из Крыма в Турцию на лайнере «Адриана»

В конце февраля  пресс-служба ГУП «Крымский туристский центр» сообщила о том, что с апреля 2015 года между Крымом и Турцией будет запущена круизная линия. Лайнер Adriana будет выполнять рейсы по маршруту Ялта — Стамбул — Ялта. 

Предварительно было озвучено следующее расписание. Отправление из Ялты вечером в субботу, прибытие в Стамбул утром в понедельник, где судно будет находится двое суток, до вечера среды, после чего лайнер отправляется обратно в Ялту, куда прибывает в пятницу вечером. 

Как заявила заместитель главы ведомства Ольга Бурова, сейчас министерство готово совместно с турпоператорами разработать специальные туры, адаптированные именно под расписание круизного лайнера. Власти Крыма надеются, что с помощью новой линии удастся привлечь в регион зарубежных туристов. 

В конце декабря прошлого года министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко заявила, что экономических потерь от запрета круизным компаниям захода в Крым регион не несет. По мнению Юрченко круизный туризм необходим Крыму с имиджевой точки зрения. «Туристы сходят на берег, видят наши красоты, посещают объекты, возвращаются в свою страну и говорят: да, Крым — это здорово. Тем самым эта хорошая позитивная «инфекция» распространяется о Крыме. С вводом ЕС санкций мы будем нести имиджевые потери», — заявила она. 


Еще до ввода ЕС санкций об отказе работать на Черном море, и в Крыму в частности, заявили несколько крупнейших круизных компаний, среди которых P&O Cruises, Cunard, Azamara, Oceania, Regent Seven Seas, Silversea и Windstar. Как пояснили представители компаний, это сделано из соображений безопасности пассажиров и безопасности судов. 

Напомним, что от перераспределения пассажиропотока в Черноморском регионе в 2014 году в выигрыше оказались Болгария, Турция и Греция.  Впрочем, некоторые круизные компании на Черном море работать будут. Так, лайнер MSC Cruise совершит несколько рейсов в Сочи, но не более того. 

Может быть запуск Adriana поможет Крымскому региону? Как заявил эксперт в сфере пассажирского морского транспорта Алексей Семин, учитывая международный юридический статус Крыма как оккупированной территории, а также неполное соответствие теплохода Adriana международной морской конвенции СОЛАС, регулярное движение судна по линии Ялта — Стамбул представляется весьма сомнительным. 

«Какие-то разовые рейсы могут состояться до того момента как морская администрация Турции, которая является членом Черноморского меморандума, вынуждена будет обратить внимание на несоответствие судна и ноты МИДа Украины в отношении захода судна в Крым. Adriana уже и так находится в украинском «черном» списке нарушителей порядка пересечения границы и МИД Украины направлял Турции ноты о нарушениях, поэтому постоянно игнорировать и закрывать глаза на нарушения власти Турции не смогут и вынуждены будут либо официально запретить заходы либо неофициально сказать, чтобы больше не приходили», — считает Семин. 


«Даже если отбросить все юридические требования и несоответствия — сама загрузка судна пассажирами по этим направлениям вызывает вопросы. Челночные рейсы давно ушли в историю, нынешний статус жителей Крыма не слишком дружелюбен для путешествий в дальнее зарубежье. Для въезда в Турцию им необходимо иметь украинские действующие загранпаспорта, а для выезда из Крыма — российские (на самом деле для въезда в Турцию подойдут и российские паспорта, так как она безвизовая, но для других стран нет). Совместимо ли это, никто толком не знает. Обратная загрузка туристами из Турции в Крым — это миф, их то и в высокие года было не так много, а в условиях нынешней ситуации таких туристов не будет вовсе», — поясняет он. 

«С другой стороны, похвальны попытки оператора этого судна найти ему работу, а не сдать на слом, куда давно ушли и более молодые суда. В этом плане хотелось бы обратить внимание на потенциал линии Сочи — Ялта — Сочи. На этом маршруте судно будет практически полностью соответствовать нынешним юридическим нормам и концептуальному пассажиропотоку, особенно в летний период, курсируя между двумя культовыми курортными городами. Однако при этом, не исключено, что судну придется сменить флаг на российский. Это, по сути, единственный шанс как-то выбраться из того запутанного клубка юридических противоречий и несоответствий, в котором оказался этот теплоход», — заключил Семин. 

«Я сомневаюсь в рентабельности этого проекта. Не исключено, что это так и останется на словах и никуда Adriana не выйдет. Озвученные планы работы невнятны. Это какой-то полукруизный продукт, не понятно на кого ориентированный. Всего один оборот за неделю, длинные перестои в конечных пунктах. Сомневаюсь насчет большого спроса. Возможно для любителей шоппинга, читай челноков, это и подойдет, но никак не для круизных туристов», — считает руководитель российской круизной компании. 

«Возможно крымчанам эти рейсы, если они конечно вообще состоятся, и можно будет продать, но в общероссийском плане ни одна компания продавать круизы на «Адриану» не будет. У нас до сих пор несколько сотен человек не получили деньги за сорванные рейсы прошлого года. И им все равно кто там с кем не поделил — владелец судна с «Экспо-Туром» или наоборот. Главное, что они остались и без денег и без отдыха, а сам лайнер получил негативную историю, которая будет за ним сохранятся еще долгие годы», — заявил представитель туристической компании, продающей в том числе и круизы. 

«Круизный бизнес очень затратный. И в его организацию нужно вкладывать огромные средства. Кто их будет инвестировать в этот проект? Владелец? Думаю, что нет. Власти региона? А откуда они деньги будут брать? Привлечь не получится, остается только бюджет, но у региона есть и более важные и критичные сферы, куда требуются финансовые вливания. Если бы круизные компании видели в таких круизах потенциал, то все давно бы сами организовали, а раз такого нет — значит здесь это и не нужно», — заявил представитель российского филиала международной круизной компании. 

Лайнер Adriana был спущен на воду в июне 1972 года на греческой судоверфи United Shipping Yard под названием Aquarius, и до 1987 года судно работало от греческой компании Hellenic Mediterranean Lines. Затем до апреля 2008 года судно принадлежало хорватской компании Marina Cruises Co и работало под названием Adriana. В сентябре 2010 года лайнер был переименован в Adriana III, после чего судно еще несколько раз меняет владельцев — Tapas Inc, Tropicana Cruises Ltd. 

В 2012 году Tropicana Cruises Ltd  была организатором  круизов на лайнере Adriana в Карибском бассейне: вокруг Кубы с посещением Ямайки. Эти круизы продвигались и на российском рынке, в частности с помощью ТВ программы «Непутевые заметки» Дмитрия Крылова, в которой три серии было посвящено этому круизу. 

С ноября 2012 года судно переходит к компании TBS Co. Ltd, зарегистрированной на Каймановых островах. Владельцем теплохода Adriana является Сергей Понятовский, один из учредителей петербургской компании  Inflot Cruise & Ferry , президент корпорации INFLOT World Wide (IWW, «Инфлот ворлд вайд»). Компания Inflot Cruise & Ferry является генеральным представителем в России таких круизных компаний как Pullmantur Cruises, Royal Caribbean Cruises, а также работает с Costa Cruises, Norwegian Cruise Line, Oceania Cruises, Regent Seven Seas Сruises, SilverSea Cruises, Crystal Cruises, Seabourn. 

Именно Понятовского можно считать одним из инициаторов проекта круизной линии по Черному морю на лайнере Adriana. Как заявил он в 2013 году  «Южной газете» , «я стал капитаном, теперь добился того, что имею свой пароход, и вот привел его сюда, на Черное море, чтобы возобновить те линии и те маршруты, которые мы с вами раньше испытывали и развивали». 

Фрахтователем «Адрианы» стала компания Black & Baltic Seas Cruise Co — дочерняя компания туроператора «Экспо-Тур», руководителем которой является Игорь Рюриков, по совместительству  президент Ассоциации  участников круизного рынка Санкт-Петербурга. 

Как пояснили организаторы Крымско-Кавказской линии на ее презентации, прошедшей 15 июня 2013 года в Севастополе, «судно будет совершать еженедельные заходы в города: Новороссийск, Сочи, Феодосию, Ялту, Одессу, Севастополь, вплоть до конца сентября 2013 года». 

Разговоры о возрождении линии шли еще задолго до ее запуска. Так, еще в феврале 2007 года в Одессе состоялись украинско-российские консультации по вопросам круизного судоходства на Черном море. Стороны выразили заинтересованность в разработке программы восстановления круизного судоходства по маршруту Крымско-Кавказской линии. Тогда же сообщалось, что первый, после более чем 15-летнего перерыва, круизный рейс планируется совершить  в мае 2008 года

Как бы то ни было, сезон 2013 года «Адриана» на Черноморской линии отработала успешно, а вот работа в 2014 году не задалась. В связи с событиями весны 2014 года вокруг Крыма график круизов претерпел изменения. 

Согласно первоначальным планам, «Адриана» должна была работать с начала мая и до конца сентября, выполняя заходы в Сочи, Новороссийск, Севастополь, Ялту и Одессу. В двух последних городах была запланирована двухдневная стоянка. Всего за сезон планировалось выполнить не менее 20 круизов продолжительностью 8 дней (7 ночей). 

Но в начале апреля компания скорректировала программу круизов. Был исключен заход в Одессу, а вместо этого было запланировано посещение Стамбула. Количество круизов сократилось до 17. При этом особый упор делался на то, что круиз будет безвизовым

Предполагалось, что пассажирам «Адрианы» будет нужен только общероссийский паспорт, а по прибытию в Стамбул пассажир оформляется как находящейся в транзите, на 72 часа, при условии, что он пришел и ушел на одном судне. Туристу выписывается индикационная как удостоверение личности для нахождении на территории Турции. По ней же был запланирован выход на берег. При этом паспорт туриста будет находится на борту судна, а на руках только карточка, заверенная иммиграционной службой. 

Участники рынка сомневаются, что идея безвизового круиза имела под собой хоть какую-то реальную возможность осуществления, и предполагают, что это был ход для привлечения клиентов. «О чем бы там с турками не договорились, но покинуть территорию России на борту судна под иностранным флагом (сейчас Adriana работает под флагом Сент-Китс и Невис — прим. Cruiseinform.ru) и сойти на берег в стране, у которой нет с Россией договоренности о посещении по внутреннему паспорту невозможно. Это же очевидно. С таким же успехом можно было предлагать безвизовые круизы в Европу, США, да куда угодно. Говорить о договоренностях и облеченном режиме, а под конец соскочить сославшись на то, что российские пограничники такую хорошую идею зарубили. К сожалению наши туристы так падки на сладкие обещания, что совершенно теряют возможность соображать о простых вещах», — говорит представитель одного из туроператоров. 

Уже через месяц, в мае, организаторы сообщили, что загранпаспорт для посещения Стамбула все же потребуется. Изменения в программе существенно повлияли на интерес к круизу: спрос стал падать. 

Первый круиз «Адрианы» получился не таким, как был запланирован. Прибыв 27 мая в Стамбул из Сочи, через сутки теплоход ушел в Ялту, после чего снова направился в Сочи. Таким образом из маршрута выпали заходы в Севастополь и Новороссийск. Второй рейс также прошел по измене ному маршруту, о чем компания «Экспо-Тур» сообщила на своем сайте. Так, новый маршрут выглядел следующим образом: Сочи — Новороссийск — Стамбул — Ялта — Сочи. То есть из программы выпал заход в Севастополь. 

А 13 июля 2014 года все круизные рейсы на судне были отменены. Как заявил тогда генеральный директор компании «Экспо-Тур» Игорь Рюриков, он был поставлен судовладельцем Adriana перед фактом того, что лайнер снимается с круизной программы и будет выполнять рейсы в качестве парома на линии Севастополь – Стамбул – Севастополь. Туристам было предложено обратить в страховую компанию за возмещением несостоявшихся круизов. 

А спустя полмесяца, 30 июля, компания «Экспо-Тур» объявила о приостановке своей деятельности. Как сообщалось на сайте туроператора, причиной произошедшего является невозможность выполнения своих обязательств перед туристами. Особо печальным моментом для части туристов стало то, что получить компенсации за несостоявшиеся круизы, которые были куплены в июне 2014 года, невозможно в виду того, что страховая компания в одностороннем порядке разорвала договор с «Экспо-Туром». Об этом ИА Cruiseinform.ru подробно сообщал

Также в рамках темы пассажирского сообщения на Черном море можно и упомянуть про  компанию Paradise Cruise&Ferry, которая осенью 2013 года заявила о запуске на Черном море пассажирского парома «Изабелла 1» по маршрут схожему с программой «Адрианы». Но и здесь все закончилось также печально. Запуск линии был намечен на май 2014 года, но затем перенесен на ноябрь того же года, а позже еще сдвинут до декабря. Первоначально было заявлено, что «Изабелла 1» будет совершать рейсы из Сочи в Крым и Одессу, но затем программу изменили на Сочи — Стамбул (Турция) — Лимасол (Кипр) — Хайфа (Израиль), а затем сократили до Сочи — Батуми (Грузия) — Стамбул. Но в итоге даже посещение Стамбула не состоялось, а первый рейс из Сочи в Батуми в итоге стал последним. Представитель компании  Paradise Cruise&Ferry Сергей Глухов, кстати тоже имевший непосредственное отношение к компании Inflot Cruise & Ferry, и работавший там вместе с владельцем «Адрианы»  Понятовским, заявил, что вопрос о запуске «Изабеллы» отложены до мая 2015 года

 

Источник: Cruiseinform.ru